Институты

Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран — участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий девять лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельность, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств — участников Конвенции и учитывать географический и гендерный признаки.

Совет Министров

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один раз в год. Страны — председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Комиссар по правам человека

независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ. Избирается Парламентской Ассамблеей из трёх предложенных Комитетом министров кандидатур сроком на 6 лет; повторное избрание не допускается. Комиссар не рассматривает индивидуальные жалобы на нарушения прав человека.

Конгресс местных и региональных властей

Конгресс местных и региональных властей является общеевропейской политической Ассамблеей в составе Совета Европы, представляющей местные и региональные органы власти из сорока семи стран-участников Совета Европы. Его роль заключается в содействии местной и региональной демократии, укреплении местного и регионального самоуправления, в соответствии с принципами, изложенными в Европейской хартии местного самоуправления.

Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов. Конгресс проводит свои пленарные заседания два раза в год в главном здании (Дворец) Совета Европы в Страсбурге. Здесь же находится и его постоянный секретариат. В Политической Ассамблее Конгресса местных и региональных властей 648 членов, являющихся выборными лицами (региональные или муниципальные советники, мэры или представители региональных властей) и представляющих более 200.000 местных и региональных органов власти из 47 стран-участников Совета Европы. Конгресс проводит регулярные визиты всех стран-участников с целью мониторинга соблюдения Европейской хартии местного самоуправления, следит за работой на местных и региональных выборах в странах-участниках Совета Европы и создает международные соглашения, лежащие в основе общих европейских стандартов по защите прав местных органов самоуправления.

История

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы учрежден решением Комитета Министров СЕ № 94 (3) от 14 января 1994 г. Принятие Устава и закрепление в нем полномочий Конгресса являются результатом институциональной эволюции, начавшейся в 1953 г., когда Парламентская ассамблея Совета Европы провела международную конференцию, посвященную вопросам местного самоуправления, после чего была подписана Европейская хартия местного самоуправления. Идея периодического проведения конференций была поддержана Комитетом Министров в 1956 г., и уже 12 января 1957 г. в Страсбурге состоялось следующее заседание под председательством Жака Шабан-Дельмас, который возглавил Европейскую конференцию местного самоуправления до января 1960 г.

В 1960 г. во время проведения ежегодной конференции впервые была высказана идея институционализировать конференцию, придав ей соответствующий юридический статус. Решением Комитета Министров 13 сентября 1961 г. был одобрен Устав (Хартия) Конференции. В соответствии со статьей 17 Устава «Комитет Министров может создать для целей, которые посчитает необходимыми, различного рода комитеты или комиссии консультативного или технического характера».

19 февраля 1975 г. Комитет Министров внес поправки в Устав Конференции в целях расширения её компетенции, в том числе как консультационного органа в отношении регионов. Кроме того, было изменено наименование органа, ставшего Конференцией местных и региональных властей Европы. Наименование органа менялось впоследствии неоднократно. Так, в 1979 г. Конференция становится Постоянной конференцией местных и региональных властей Европы. Наиболее важным достижением Постоянной конференции является разработка Европейской хартии местного самоуправления, открытой для подписания странами членами Совета Европы 15 октября 1985 г. Хартия вступила в силу 9 сентября 1988 г. Страны, подписавшие Хартию, принимают на себя обязательство о признании принципа автономии местных органов власти и закреплении его во внутригосударственном праве.

Во время первого саммита Совета Европы в Вене 9 октября 1993 г., главы государств и правительств стран-участников подтвердили своё намерение создать специальный консультативный орган, представляющий местные и региональные органы власти государств-членов Совета Европы. Вследствие данного заявления, в 1994 г. решением Комитета Министров был принят уставной документ об учреждении Конгресса местных и региональных властей Совета Европы и выделении в нем двух палат. В 2005 г. в период саммита в Варшаве главы государств и правительств членов Совета Европы вновь вернулись к вопросу о важности местной и региональной демократии в Европе и подчеркнули ведущую роль Конгресса в реализации данной миссии.

В октябре 2010 года Конгресс провел всеобъемлющую реформу своих структур и деятельности с целью повышения сфер своего влияния, став более эффективным и актуальным для европейских граждан и их выборных представителей. В частности, структурные изменения включали создание трех новых комитетов, заменивших четыре предыдущих:

  1. Комитет по соблюдению обязанностей и обязательств;
  2. Комитет по вопросам управления;
  3. Комитет по актуальным вопросам.

Кроме того, вследствие этой реформы, был создан Уставной форум, продлен с двух до четырех лет мандат членов Конгресса, а требование о минимальном представительстве на уровне 30 % в отношении непредставленного пола теперь распространялось также и на заместителей членов в национальных делегациях. Роль Бюро в качестве исполнительного органа Конгресса была усилена. Также, в свете этой реформы, в январе 2011 года Комитет министров принял новую версию Уставной резолюции и Устава Конгресса. В марте 2012 года Конгресс установил новые правила процедуры.

Цели и задачи

Конгресс представляет более 200 тысяч европейских муниципалитетов и регионов, являясь площадкой для обсуждения общих проблем, площадкой для обмена опытом и развития взаимодействия. Важнейшими целями Конгресса являются обеспечение участия муниципалитетов и регионов в процессе европейской унификации и функционирования Совета Европы, продвижение демократии и кооперации между органами власти разных уровней и разных государств. Конгресс занимается такими специфическими вопросами как, например, безопасность в муниципалитетах, межкультурный и межрелигиозный диалог, миграция, культура, образование и многими другими. В связи с этим Конгресс поощряет эффективную организацию местных и региональных властей во всех государствах-членах Совета Европы, особенно в так называемых «молодых демократиях». Он исследует состояние местной и региональной демократии, степень реального участия граждан в общественной жизни на муниципальном и региональном уровне, представляет интересы местных и региональных властей при создании европейской политики, поощряет приграничное сотрудничество в целях установления и поддержания мира, толерантности и долгосрочного развития, а также создание Еврорегионов. Кроме того, Конгресс осуществляет наблюдательные миссии при проведении муниципальных и региональных выборов, выносит рекомендации и представляет их в Комитет министров и (или) в Парламентскую Ассамблею. Конгресс также принимает резолюции, доводит их до сведения местных и региональных органов власти в Европе и осуществляет контроль за их исполнением посредством мониторинга. Конгресс работает в тесном сотрудничестве с различными партнерами: национальными и международными ассоциациями, наблюдателями или с Комитетом регионов Европейского Союза.

Диалог с правительствами

В рамках регионального мониторинга демократии в Европе Конгресс поддерживает регулярный диалог с государствами-членами Совета Европы. Основными партнерами Конгресса в этой миссии являются Комитет министров (47 министров иностранных дел государств-участников), Конференция министров, несущая ответственность за местные и региональные власти, а также Координационные комитеты. Несколько раз в год Президент и Генеральный секретарь Конгресса обмениваются мнениями с представителями государств-членов в Комитете Министров на основе отчета по выполненной работе. Конгресс также напрямую сотрудничает с национальными правительствами, в частности, по случаю официальных визитов в государства-члены, в ходе пленарных заседаний или во время пост-мониторинговых визитов в самой стране.

Структура

Бюро

Бюро Конгресса, состоящее из членов Палаты местных властей и Палаты регионов под руководством Президента Конгресса (французский сенатор и советник Жан-Клод Фрекон, в должности с октября 2013 года), отвечает за организацию пленарных сессий, координацию работы двух палат и комитетов. Также бюро несет ответственность за организацию миссий по мониторингу и наблюдению за выборами, бюджетом и всеми вопросами, возникающими в промежутках между двумя пленарными заседаниями. Согласно новой Хартии Конгресса, принятой 2 мая 2007 г. Комитетом министров, Конгресс формируется из представителей муниципалитетов и регионов, избираемых прямым голосованием. Ассамблея обеих палат Конгресса насчитывает 318 полноправных членов и 318 заместителей. Члены Конгресса группируются по национальным делегациям и в соответствии со своими политическими взглядами: PPE-DC (группа христианской демократической европейской партии), SOC (группа социалистов), GILD (независимая либерально-демократическая группа), EC (Европейские консерваторы), NI (члены, не принадлежащие ни к одной из перечисленных политических групп Конгресса). Участие всех делегаций подчиняется принципу справедливого географического распределения, равного представительства различных органов власти и политических сил, а также равного представительства мужчин и женщин. Каждое государство- участник имеет право на число мест в Конгрессе, равное числу мест в Парламентская Ассамблее.

Конгресс собирается три раза в год (пленарная сессия в мае, осенняя сессия в ноябре и весенняя в марте). В сессиях принимают участие делегации стран-членов Совета Европы, а также представители государств, не имеющих членства в Совете Европы, приглашенные в качестве наблюдателей. Сессии каждой из палат Конгресса проходят в Страсбурге и предшествуют либо следуют за ординарной ежегодной сессией Конгресса.

В составе Конгресса также имеются четыре комиссии — институциональная, комиссия культуры и образования, комиссия социального взаимодействия, комиссия долгосрочного развития.

Палаты

Палата местных властей

Основной задачей Палаты местных властей является оценка местной демократии. Палата также занимается социальными проблемами и поддерживает сотрудничество европейских городов в таких сферах, как межкультурный диалог, электронная демократия, или мультикультурализм. Это способствует развитию принципов местной демократии за пределами Европы, в частности путём евро-арабского диалога между городами и евро-средиземноморским сотрудничеством. Во время пленарных заседаний, которые проводятся дважды в год, Палата местных властей выступает на такие темы, как борьба против радикализма, города против терроризма, мигранты, защита культурного наследия. Также Палата местных властей делает рекомендации и резолюции по окончанию сессий. Список членов Палаты местных властей.

Палата регионов

Палата регионов состоит из представителей властей, действующих между местной и центральной властью. У региона должны быть полномочия на самоуправление. Он должен быть в состоянии взять на себя полную ответственность за значительную часть вопросов, представляющих общественный интерес и принимать во внимание принцип субсидиарности. Палата регионов собирается два раза в год во время пленарных заседаний Конгресса, проводит дискуссии по таким вопросам, как регионализации в Европе, и принимает резолюции и рекомендации. Она работает над ролью регионов в государствах-членах Конгресса, региональной демократии, межрегионального сотрудничества и региональной экономики. Список членов Палаты регионов.

Уставной форум

Конгресс имеет также Уставной форум, состоящий из руководителей всех делегаций и 17 членов Бюро, для того, чтобы действовать от имени Конгресса между сессиями. Уставной форум был учрежден 19 января 2011 г., сразу после принятия новой Хартии. Он пришел на смену Постоянного Комитета. Уставной форум состоит из глав всех национальных делегаций и членов Бюро Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

Комитеты

Комитет по соблюдению обязанностей и обязательств

Комитет по соблюдению обязанностей и обязательств, взятых на себя государствами, подписавшими Европейскую хартию местного самоуправления (или Комитету по мониторингу), поручено, в частности, контролировать соблюдение Хартии и развитие местной и региональной демократии в Европе, готовить доклады о положении местной и региональной демократии и изучать некоторые конкретные вопросы, связанные с местной и региональной демократией в государствах-членах. Список членов комитета по соблюдению обязанностей и обязательств.

Комитет по вопросам управления

Комитету по вопросам управления поручены вопросы, относящиеся к уставным полномочиям Конгресса, таким как управление, публичные финансы, трансграничное и межрегиональное сотрудничество, участие граждан и электронная демократия, а также сотрудничество с межправительственными органами. Список членов комитета по вопросам управления.

Комитет по актуальным вопросам

Комитету по актуальным вопросам поручено изучать роль местных и региональных властей в тех сферах, которые представляют важнейшие вызовы для наших обществ и вписываются в основополагающие ценности Совета Европы. Этот Комитет рассматривает такие вопросы, как социальная сплочённость, борьба с отчуждением, образование, межкультурный диалог, молодёжь, интеграция мигрантов, защита детей. Список членов комитета по актуальным вопросам.

Отчёты

Отчёты по мониторингу

Речь идет об изучении состояния местной и региональной демократии в странах — членах Совета Европы, и такие отчеты готовятся отдельно по каждому государству. Деятельность по мониторингу является важной предпосылкой для конструктивного политического диалога с органами власти государств-членов Совета Европы в отношении муниципальной и региональной демократии, и, кроме того, позволяет Конгрессу выработать эффективные юридические инструменты для взаимодействия с исполнительными, законодательными (представительными) органами публичной власти, СМИ в различных государствах. Законодательство многих стран претерпело изменения вследствие отчетов Конгресса. В настоящее время государства обязаны в письменном виде уведомить Конгресс о принимаемых ими мерах по изменению внутреннего законодательства, что, безусловно, способствует повышению роли Конгресса.

Отчёты общего характера

Данная форма работы предполагает общий анализ соблюдения Европейской хартии местного самоуправления в государствах-членах, а также в государствах-кандидатах на вступление в Совет Европы.

Отчёты по наблюдению за выборами

Конгресс периодически осуществляет миссию наблюдения за муниципальными и региональными выборами, что является важнейшей составляющей компетенции Конгресса, поскольку выборы являются индикатором фактического состояния муниципальной и региональной демократии. Наблюдение за выборами включает в себя не только наблюдение за процедурой голосования, но и анализ избирательной кампании, вследствие чего представители Конгресса проводят встречи с политическими партиями, с руководством страны и оппозицией, с избирательными комиссиями, равно как с представителями СМИ и правозащитниками. По результатам наблюдения Конгресс принимает рекомендации и резолюции для органов публичной власти соответствующих государств.

Группа независимых экспертов по Европейской Хартии

Группа независимых экспертов по Европейской хартии местного самоуправления помогает трём уставным комитетам выполнять свои обязанности в местной и региональной демократии, в соответствии с Европейской хартией. Эксперты набираются из университетов и других научно-исследовательских центров в зависимости от их опыта работы в области права, экономики, политологии. Их мандат, сроком в четыре года, может быть возобновлен. Группа независимых экспертов содействует Конгрессу в следующих сферах:

  1. Подготовка отчетов о состоянии местной и региональной демократии в государствах-членах (доклады о мониторинге)
  2. Подготовка отчетов о конкретных аспектах Устава в пределах государства-члена, или группы государств-членов (конкретные отчеты по мониторингу)
  3. Подготовка отчетов по определенным моментам в Уставе, которые представляют проблемы, касающиеся его соблюдения
  4. Подготовка отчетов по вопросам, представляющим интерес для местных и региональных органов власти
  5. Подготовка отчетов по продвижению местной и региональной демократии

Секретариат

Секретариат Конгресса возглавляет Генеральный секретарь, который избирается сроком на пять лет на пленарном заседании Конгресса. В настоящее время Генеральным секретарем является Андреас Кифер (переизбран в марте 2015 года). Председателем Конгресса был избран Мануэль Лезертуа. Палата местных властей в настоящее время возглавляется исполнительным секретарем Жан-Филипп Бозул (с 2005 года), а Палата регионов исполнительным секретарем Денисом Убер (с 2012 года).

Деятельность

Мониторинг местной и региональной демократии

Основной миссией Конгресса местных и региональных властей является эффективный мониторинг местной и региональной демократии в государствах-членах путём оценки соблюдения норм Европейской хартии местного самоуправления. Благодаря этому мониторингу Конгресс способствует, на территориальном уровне, реализации основных целей Совета Европы — обеспечения демократии и защиты прав человека на Европейском континенте. Мониторинг также является частью продолжающегося политического диалога с различными системами управления в конкретном государстве.

Конгресс обязуется:

  • проводить общие регулярные мониторинговые миссии в каждой стране-участнике Совета Европы;
  • проводить экспертизу конкретного аспекта Хартии;
  • осуществлять миссии по установлению фактов, вызывающих сомнения.

После таких визитов Комитет по мониторингу создает отчёт и направляет рекомендации странам-участникам с акцентом на улучшение систем управления в муниципалитетах и регионах. Эти рекомендации обсуждаются и принимаются во время сессий Конгресса. Более подробную информацию и примеры принятых недавно текстов в этой области можно найти здесь (на английском языке).

Наблюдение за выборами

Наблюдение за местными и региональными выборами является важной задачей Конгресса, дополняющей деятельность по мониторингу. Миссии по наблюдению проводятся на основании официального запроса национальных властей; Конгресс назначает делегацию, состоящую из членов Конгресса и Комитета регионов (10-15 человек). В конце наблюдательной миссии делегация Конгресса представляет предварительное заявление. Затем следует отчет, который включает в себя анализ избирательной кампании и всего дня голосования, а также рекомендации, которые будут рассмотрены во время очередной сессии Конгресса. Нужно отметить, что Конгресс сотрудничает с такими учреждениями Совета Европы, как Парламентская Ассамблея и Венецианская комиссия. Детали процедуры изложены в резолюции Конгресса. Более подробную информацию о наблюдении за выборами можно найти на сайте конгресса (на английском языке).

Диалог после мониторинга и наблюдения за выборами

В марте 2013 года Конгресс принял резолюцию 353 (2013) о диалоге после мониторинга и наблюдения за выборами. Целью стало развитие политического диалога с государствами-членами и заинтересованными сторонами после мониторинга или наблюдательной миссии. Как следствие своих рекомендаций, Конгресс обсуждает с властями государства-члена план по улучшению местной и региональной демократии в соответствии с этими рекомендациями. Первый план, подготовленный в рамках этого диалога после мониторинга, касался реформы децентрализации, проводимой украинскими властями, и был подписан в мае 2015 года.

Конференция МНПО

Работа Совета Европы в значительной степени выигрывает от контактов и сотрудничества с динамичными элементами общества, представленными НПО. Одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед Организацией, является укрепление НПО и гражданского общества и развитие демократии участия на общеевропейской основе. Отношения Совета Европы с НПО сосредоточены на следующем:

I. Отношения с международными НПО (МНПО): это можно рассматривать как уставные отношения Совета Европы с НПО. МНПО, имеющие статус участника, известный под общим названием Конференция МНПО Совета Европы, активно участвуют в процессе принятия решений в Совете Европы и в реализации его программ, обеспечивая тем самым их соответствие ожиданиям европейцев.

II. Программы гражданского общества с партнерскими НПО: программы сотрудничества гражданского общества направлены на усиление роли гражданского общества в плюралистической демократии, в частности, на содействие участию общественности в процессе принятия решений.

Парламентская Ассамблея

Парла́ментская ассамбле́я Сове́та Европы (ПАСЕ) — одно из двух главных уставных ведомств (ассамблея) Совета Европы; консультативный орган, состоящий из представителей парламентов всех государств-членов.

ПАСЕ — старейший в Европе орган межпарламентского сотрудничества, — он основан 5 мая 1949 года[2]. С июня 2018 года Председатель ПАСЕ — Лилиан Мари Паскье.

Члены ПАСЕ назначаются парламентами государств-членов. Шесть наиболее крупных государств, включая Россию, представлены в ПАСЕ 18 членами, минимальное представительство — два члена от государства.

Делегация от государства-члена должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин.

В целом в ПАСЕ входят 652 депутата: 326 главных представителя и 326 «заместителей». Все они должны быть членами национальных парламентов.

В сессиях принимают участие также 18 наблюдателей — от парламентов Канады, Мексики и Израиля. Аналогичными правами пользуются два представителя турецкой общины Кипра, формально входящие в состав делегации Республики Кипр. Парламент Республики Беларусь в 1997 году временно лишён статуса «специального гостя» и на сессиях не представлен. Они могут выражать своё мнение относительно некоторых резолюций.

Государства — члены Совета Европы и число их представителей (человек) в Парламентской ассамблее:

  1.  Австрия,
  2.  Азербайджан,
  3.  Албания,
  4.  Андорра,
  5.  Армения,
  6.  Бельгия,
  7.  Болгария,
  8.  Босния и Герцеговина,
  9.  Великобритания,
  10.  Венгрия,
  11.  Германия,
  12.  Греция,
  13.  Грузия,
  14.  Дания,
  15.  Ирландия,
  16.  Исландия,
  17.  Испания,
  18.  Италия,
  19.  Кипр,
  20.  Латвия,
  21.  Литва,
  22.  Лихтенштейн,
  23.  Люксембург,
  24.  Мальта,
  25.  Молдавия,
  26.  Монако,
  27.  Нидерланды,
  28.  Норвегия,
  29.  Польша,
  30.  Португалия,
  31.  Россия,
  32.  Румыния,
  33.  Сан-Марино,
  34.  Северная Македония,
  35.  Сербия,
  36.  Словакия,
  37.  Словения,
  38.  Турция,
  39.  Украина,
  40.  Финляндия,
  41.  Франция,
  42.  Хорватия,
  43.  Черногория,
  44. Чехия,
  45.  Швейцария,
  46.  Швеция,
  47.  Эстония.

Структура

Ассамблею возглавляет председатель (с 2018 года — Микеле Николетти (Италия)[4]). Ассамблея избирает также заместителей председателя, на 2016 год их число составляет 18 (предусмотрено 20 вице-президентов)[5].

По аналогии с национальными парламентами и Европарламентом, в ПАСЕ работают фракции, сформированные по политической ориентации их членов — так называемые «политические группы». В настоящее время таких групп 6: Европейская народная партия (168 человек), Блок социал-демократов и зелёных (162 депутата), Европейские консерваторы (83 человека), Альянс либералов и демократов (76 человек), Объединённые европейские левые (34 депутата), свободные демократы (22 человека) и неприсоединившиеся депутаты (59 человек)[6].

Также подобно национальным парламентам в ПАСЕ имеются комиссии по направлениям деятельности. Наиболее значимые из них — Комиссия по политическим вопросам, Комиссия по правовым вопросам и правам человека, Комиссия по выполнению государствами своих обязательств.

Председатель ПАСЕ, его заместители, председатели политических групп и комиссий составляют Бюро Ассамблеи. Оно руководит работой Ассамблеи путём подготовки повестки дня сессий и определения вопросов, заслуживающих разработки докладов.

Полномочия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 5 сентября 2017 года.
Ассамблея принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами. Среди важных полномочий Ассамблеи — выборы Генерального секретаря Совета Европы и его заместителя, судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принятие заключений по кандидатурам новых государств-членов, мониторинг выполнения ими обязательств, принятых при вступлении. ПАСЕ принимает заключения на проекты всех международных конвенций, разрабатываемых в Совете Европы. Кроме того, сессии Ассамблеи традиционно становятся форумами для обсуждения актуальных проблем европейской политики, на них регулярно приглашаются главы государств и правительств.

Комитет министров Совета Европы представляет отчёт о своей деятельности на каждой сессии Ассамблеи. КМСЕ обязан также давать официальные ответы на рекомендации ПАСЕ.